О храме

Судьба Свято-Воскресенского прихода длинною в три века

"Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии", 1897 г., В.ДобронравовСело Воскресенье в писцовых книгах 1628-1631 гг. в Борисоглебовском стану Переславль-Залесского уезда значилось за стольником князем Иваном Никитичем Хованским, перешло оно к нему от князя Сицкого: «погост Воскресенский Аргуновской волости, а на погосте церковь Воскресения Христова древяна клецки, а в церкви деисус и двери царские и образа местные и ризы и книги и клепало железное (в то время колокола были редкостью, имелись далеко не в каждом сельском храме) и всякое церковное строение мирское».

В 1707-1709 гг. в приходе числилось 98 дворов.

В 1711 г. в с.Воскресенье появилась новая церковь, что видно из отметки в патриарших книгах о подаче антиминса в новопостроенную церковь.

В 1811 г. из богословского отделения Владимирской духовной семинарии во священники ко храму с.Воскресенья был рукоположен Иоанн Иоаннович Ремезов (ум. в 1855 г). В 1845 г. он был переведен в храм Кумошенского погоста.

В 1818 г. в с.Воскресенье вместо деревянного начали возводить каменный храм. В 1827г. он был закончен и освящен во имя Воскресения Христова. Другие престолы в трапезе теплой — во имя Святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1857 г. село принадлежало помещику Николаю Дмитриевичу Попову. В селе был деревянный господский дом и мукомольная мельница.

В 1891 г. при храме уже была церковно-приходская школа.

"Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии", 1897 г., В.Добронравов

Фрагмент из «Описания церквей и приходов Владимирской епархии» В. Добронравова, 1897 г.

В 1930 г. в воскресенском храме начал служить будущий священномученик, протоиерей Николай Васильевич Поспелов (1885-1938). Во время служения его часто вызывали на допросы в Киржач.

После закрытия храм буквально за неделю разграбили... [Фото Сергея Алёшина]Село Воскресенье было плотницким, все мужское население уходило на заработок в Москву и Санкт-Петербург, оставались одни женщины. Иметь огороды и сады было не принято, картофель и овощи возили из Покрова. «Народ избалован был на сторонних рублях», — сказал о здешней жизни писатель Владимир Солоухин. Он видел и воскресенскую церковь: «У церкви ограда наполовину разрушена так, что остались только каменные столбы, а железо пошло скорее всего на подковы в сельскую кузницу. Высоченная нетроганая трава буйствовала за церковной оградой. Но церковь сама и крыша ее были недавно покрашены и выглядели как новые», — писал В.Солоухин в книге «Владимирские проселки» в 1956 году.

Выкрасила крышу на свои деньги «тетя Натаха» (так ее все называли). «Ходила она вся в черном, подпоясавшись ремнем и всегда в платке. И я знаю, что она в последние годы (тут уже службы не было) смотрела за храмом. Она покрасила крышу на свои деньги (1955-1956 год)», — рассказывает про свою двоюродную бабушку Валентина Николаевна, прихожанка храма.

До хрущевских гонений храм не закрывался и богослужение не прекращалось.

«Родители мои тут венчались в 1947 году. Когда я маленькая в церковь заходила, тут было все в золоте. Потом дедушку тут хоронили, к нам в дом иногда приходил приходской священник, семья поддерживала с ним отношения. А тетя Женя Боброва пела на клиросе, великолепный был голос.

Мама моя вспоминая о храме рассказывала, что всегда в церкви было очень много народа. Собирались люди с нескольких окрестных деревень. Однажды на Пасху было так много молящихся, что маме стало плохо от духоты и вдруг чьи-то руки подхватили ее, маленькую девочку, и посадили на окно (она потом говорила, что «это был Иисус Христос»)».

После закрытия храм буквально за неделю разграбили. В нем был хороший иконостас, дорогие иконы в окладах. Крест и колокол сбили. Разрушение самих стен началось в     70-ые годы, когда в его помещении стали хранить химические удобрения. За двадцать лет они разъели строение, и по сегодняшний день пары аммиака подтачивают его.

Однако на этом история Свято-Воскресенского храма не закончилась. В 2000–х гг.           ХХ века он обрел «вторую жизнь»: стараниями небольшой группы прихожан началось возрождение церковной жизни и восстановление храма.

 

Использованы материалы «Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии» 1897 г., составленного преподавателем Владимирской духовной семинарии В.Добронравовым, выпуск 4, стр. 350-351.

Использован также фрагмент воспоминаний Валентины Николаевны Самариной (Бугровой) (полностью можно прочитать здесь).

Икона на фасаде храма, 2013 г.

Икона на фасаде храма, 2013 г. [Фото Сергея Алёшина]

Свято-Воскресенский храм до начала восстановительных работ в 2005 году


Свято-Воскресенский храм до начала восстановительных работ в 2005 году Свято-Воскресенский храм до начала восстановительных работ в 2005 году Свято-Воскресенский храм до начала восстановительных работ в 2005 году
Свято-Воскресенский храм до начала восстановительных работ в 2005 году Свято-Воскресенский храм до начала восстановительных работ в 2005 году Свято-Воскресенский храм до начала восстановительных работ в 2005 году