Возможные подходы к катехизации взрослых в условиях современной приходской жизни

Священник Дмитрий Черепанов

    I.      Вступительные замечания
    II.     Миссионерское служение Церкви и катехизация
    III.    Катехизация в Древней Церкви
    IV.     Возможный подход к современной приходской катехизации
    V.      Катехизация и богослужение
    VI.     Углубленная катехизация в миссионерских приходах

I. Вступительные замечания

В начале 2007 года Священным Синодом Русской Православной Церкви была принята «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». Данный документ активно обсуждался Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, отделами религиозного образования и катехизации епархий Русской Православной Церкви, этому обсуждению было придано общецерковное значение. Концепция характеризует сегодняшнее положение Церкви в принципиально новых общественно-исторических условиях, когда 1500-летняя традиция «симфонии» государства и Церкви ушла в прошлое и Церковь возвращается к самостоятельному существованию в нехристианском окружении. В результате сложных общественных процессов религиозные традиции в нашей стране были по большей части утрачены, а формы жизни и категории мышления общества более не являются христианскими.

Хотя подавляющее большинство россиян считают себя принадлежащими к Православной Церкви, Православная Церковь остается в сознании людей лишь одним из элементов национальной традиции. При низком уровне знания христианской веры у значительной части верующих имеет место языческое и магическое восприятие православия, обрядоверие, пренебрежение к нравственной и духовной сторонам жизни, потребительское отношение к Церкви и таинствам.

Острейшая проблема современной церковной жизни вскрывается, когда мы задаем вопрос: куда входит человек в таинстве крещения, если после крещения жизнь его ничуть не меняется и он не обретает никакой видимой связи с жизнью поместной Церкви, в которой произошло его крещение? А также что делать с подавляющим большинством номинальных православных христиан, принадлежащих Церкви в силу своего крещения, но не имеющих отношения к ее молитвенной и таинственной жизни, раскрывающейся в зримо явленной христианской приходской общине, собранной вокруг Евхаристии?

Принадлежность Церкви на деле реализуется жизнью в соответствии с евангельской верой и нравственностью, что подразумевает знание основ веры и учения Церкви, и прежде всего – участие в Таинствах Церкви. Поэтому для вступления в Церковь необходима серьезная предварительная подготовка, которая включает в себя как передачу знаний, так и содействие их практическому усвоению, формирование самостоятельной, ответственной, активной жизненной позиции верующего человека. История Церкви и ее каноны говорят о важнейшем значении и роли этой подготовки — катехизации.

Жизнь человека в Церкви согласно заповедям Христа всегда охватывает всё его существование и не может быть фрагментарной. Христианин не может отделить свою общественную, семейную жизнь, профессиональную деятельность от духовного и нравственного контекста евангельской веры. Однако, вера человека и его бытие в Церкви могут быть нарушены через столкновение с иными стандартами и нормами жизни, другими категориями мышления и стереотипами. Поэтому имеет смысл говорить о формировании при вхождении человека в Церковь особенного евангельского мышления, православного мировоззрения, способного поддержать и помочь человеку в следовании избранным непреходящим ценностям и целям.

II. Миссионерское служение Церкви и катехизация

Воспитание и обучение вере Христовой желающих принять Святое Крещение и приобщение их жизни Церкви были названы катехизацией или оглашением, что буквально означает «научение с голоса». Катехизация – это обязанность, следующая из повеления Господа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28.19), и возложенная в первую очередь на принявших призвание к пастырскому служению, а в определенной мере и на всех христиан.

Необходимо подчеркнуть каноническую недопустимость Крещения без предварительной подготовки. Крещение без оглашения и испытания веры запрещается 78 правилом Шестого Вселенского Собора и 46 правилом Лаодикийского Собора. Катехизация перед Крещением должна давать человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2 Правило 1 Вселенского собора). Крещение без научения допускается только в случае тяжелой болезни, однако после выздоровления каноны предписывают «в болезни приявшим крещение изучати веру» (47 правило Лаодикийского Собора). Конечно, нельзя накладывать на людей «бремена неудобоносимые» (Лк. 15. 28), однако, если человек не хочет потрудиться ради осознанного вступления в Церковь, то, возможно, следует повременить с его Крещением и призвать его к ответственному отношению к этому шагу: ведь язычник будет судим по закону совести, а давший обеты Крещения — по данным им обетам (Рим. 2. 14).

Катехизация является центральной частью более широкого миссионерского служения Церкви. Цель миссионерства – помочь человеку через слово проповеди обрести покаяние и веру, в результате чего он принимает свободное и ответственное решение о вступлении в Церковь. Человек, принявший такое решение, призван пройти катехизацию – обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности, воспитание любви и благоговения перед Богом и Его Церковью. Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа, посредством катехизации призвана стать практикой христианской жизни в мире и Церкви, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки.

Катехизация является, таким образом, важнейшей частью миссионерской работы, от ее качества зависит готовность христиан служить Богу, Церкви и ближнему, нести другим свидетельство своей веры, передавать ее своим детям и т.д.

Основные задачи катехизации сводятся к тому, чтобы помочь человеку в:

a) обретении Евангелия как ориентира и Книги Жизни; принятии в свете Евангелия Предания Православной Церкви, идущего от апостольских времен;

б) формировании христианского мировоззрения, основанного на Священном Писании и догматических основах Православия, явленных прежде всего в Символе веры;

в) приобщении к Церкви как Телу Христову, частями которого является каждый из ее членов, а единственным Главой (Еф. 4. 15) и посредником между Богом и людьми (1 Тим. 2. 5) — Господь Иисус Христос.

г) осознании Евхаристии центром и отправной точкой христианской жизни и любого церковного служения;

д) вхождении новообращенного христианина в христианскую общину, собранную вокруг Евхристической чаши;

е) личной духовной жизни;

ж) знакомстве с каноническими и дисциплинарными нормами церковной жизни;

з) принятии иерархического и административного устройства Церкви;

и) обретении своего места и ответственного служения в Церкви.

Общеизвестно, что на сегодняшний день в Русской Православной Церкви отсутствует развитая, эффективная и востребованная программа катехизации, не приходится говорить также о систематической катехизической и просветительской деятельности. Катехизическая деятельность сейчас ведется по большей части по инициативе отдельных священников и приходов, что неизбежно сказывается на эффективности подобных усилий. Единая епархиальная катехизическая программа должна утвердить и согласовать огласительную практику отдельных приходов, объединить катехизические процессы, предлагаемые для различных аудиторий, прежде всего это катехизация детей, подростков, молодежи и невоцерковленных взрослых, изъявивших желание войти в Церковь в сознательном возрасте. Поскольку катехизация является центральным элементом всего процесса воцерковления человека, возникает проблема координации катехизической деятельности с предшествующей ей миссионерской и следующей за нею пастырской деятельностью.

III. Катехизация в Древней Церкви

Перед тем, как рассмотреть возможную систему катехизации в современных условиях, полезно ознакомиться с огласительной практикой Древней Церкви. Ее каноническая огласительная практика включала в себя следующие основные элементы:

Предоглашение. Первое знакомство язычника с христианством по случайным беседам, рассказам, книгам.

Предварительное собеседование. Предварительное собеседование с теми, кто пришел в церковь впервые. Будущие катехумены рассказывали о себе и о том, что их побудило прийти в Церковь. Представитель Церкви читал им краткую проповедь о христианском пути и отличительных сторонах христианства.

Посвящение в катехумены. Выражающие свое согласие встать на путь христианства посвящались в катехумены первого этапа. Обряд посвящения состоял в благословении и возложении рук. На Западе включалось  экзорцистское  «дуновение» с чтением запретительных молитв.

Первый этап мог продолжаться неопределенно долго и во многом зависел от желания и готовности катехуменов принять Крещение. Оптимальным сроком считалось три года. Особых занятий с катехуменами первого этапа в большинстве случаев не проводили. Им позволялось присутствовать на всех богослужениях за исключением Литургии верных. Они читали Священное Писание, пели гимны, участвовали в общих молитвах и слушали проповеди.

Собеседование с епископом. Желающие креститься должны были пройти собеседование, которое чаще всего проводил епископ. Об образе жизни катехуменов, их добрых делах и об искренности их мотивов свидетельствовали не только они сами, но и их крестные родители, игравшие роль поручителей.

Второй этап. Прошедшие собеседование записывались в особую книгу и отделялись от общего числа катехуменов. Большинство взрослых крестилось в канун главных христианских праздников. Интенсивный подготовительный период длился около сорока дней. Предпасхальный период подготовки послужил возникновению и закреплению практики Великого поста.

Предкрещальная катехизация. Специальные занятия с катехуменами на этом этапе нередко проводились ежедневно. На них могли обсуждаться главные события истории спасения, центром которой было Боговоплощение. В этом свете изучалась история Израильского народа.

Моральная подготовка имела свободную форму и во многом зависела от инициативы катехизатора. В ее основе лежало объяснение «пути спасения» и «пути погибели» (Дидахе), десяти заповедей закона Моисея и заповедей Нагорной проповеди.

Изучение Символа веры. Определенный период катехумены изучали основы веры, сообразуясь с Символом веры. Все кандидаты к крещению должны были прочесть его на память перед епископом. В Западной Церкви этот обряд совершался в присутствии верных.

Практическая сторона катехизации. Занятия были нераздельно связаны с жизнью в церковной общине, молитвенной, покаянной и аскетической практикой поместной Церкви.

Толкование молитвы Господней. После изучения Символа веры следовало изучение молитвы Господней и ее прочтение на память накануне Крещения.

Отречение от сатаны и сочетание со Христом. Отречение было отрицательно-очистительным итогом катехизации и подчеркивало радикальность разрыва с языческим греховным прошлым. За ним обязательно следовало сочетание со Христом, поклонение Христу как Царю и Богу.

Крещение. Объяснение обряда Таинства Крещения в одних поместных Церквах совершалось перед, а в других – после самого Таинства. После Крещения и Миропомазания неофиты принимали полноценное участие в Евхаристии.

Тайноводство. Состояло в объяснении обряда отречения от сатаны, Таинства Крещения, Евхаристии и всей Литургии верных. В это время прочитывалось и изъяснялось Евангелие от Иоанна, а также книга Деяний Святых Апостолов, перед новокрещенными раскрывались таинственная, аскетическая и мистическая стороны жизни Церкви.

(по книге «История катехизации в Древней Церкви», П. Гаврилюк)

Данная практика являет собой серьезный и систематический опыт введения человека в жизнь Церкви. Ее внутренняя логика и духовное содержание является прочной основой для катехизации в настоящее время, поскольку культурная, нравственная и духовная атмосфера современного общества значительно ближе к обстановке, в которой находилась Древняя Церковь, нежели к исторической обстановке XIX века.

IV. Возможный подход к современной приходской катехизации

Современная практика Крещения без предварительной подготовки, укрепившаяся в период массовых крещений в 80-90-е гг. XX в., являет собой полную противоположность историческому опыту Церкви и ее каноническим нормам и закрепляет религиозную безграмотность и духовную незрелость наших современников, номинально принадлежащих Православной Церкви и относящихся к категории ее прихожан, но не изменивших языческого отношения к жизни. В настоящее время Отделом Религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви проводится обсуждение норм желательного и приемлемого уровня подготовки к крещению взрослых оглашаемых, а также родителей и восприемников детей. Выявляются объективные критерии готовности приходов, округов, епархий и всей Церкви к введению тех или иных обязательных требований и методов практической организации катехизации, систематически проводимой на уровне епархий и отдельных благочиний.

Главным условием организации полноценной катехизации взрослых является переход от практики еженедельного крещения без подготовки к практике относительно продолжительной подготовки ко крещению (за исключением особых случаев). В этом отношении очень важен опыт Ростовской-на-Дону епархии, в которой, согласно циркуляра Правящего Архиерея (архиепископа Пантелеимона) крещение взрослых допустимо ТОЛЬКО после оглашения в течении месяца. Крещение взрослых проходит отдельно от крещения детей. Четыре огласительные беседы проводятся в течении месяца по одному разу в неделю, занятия могут вести разные люди, поскольку беседы проходят по определенному плану, в основу которого положен катехизис святителя Филарета (Дроздова), дополненный современной катехизической литературой (план огласительных бесед Ростовской епархии приведен в Приложении №1).

Упомянутую практику оглашения взрослых, используемую в Ростовской епархии, очень желательно дополнить организацией таинства Крещения как торжественного и значимого для жизни всей приходской общины события, совершаемого примерно 3 — 4 раза в год. Воспользовавшись миссионерским опытом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, возможно проведение крещальных литургий по чинопоследованию, одобренному Святейшим Патриархом Алексием II.

При таком подходе станет возможным набирать в огласительные группы не только желающих креститься взрослых, но и привлекать невоцерковленных родителей, собирающихся крестить своих детей, а также всех, желающих подготовиться к первому причащению. Для работы с такой группой между крещениями есть два-три месяца. В исключительных случаях возможна минимальная катехизация. Огласительные беседы могут проводить священники, дьяконы и специально подготовленные катехизаторы. В случае проведения бесед мирянином или дьяконом необходимо личное знакомство священника с готовящимися к участию в Таинствах. Для крещения ребенка, в случае нецерковности его семьи, необходимо, чтобы оглашение прошел хотя бы один из родителей или ближайших родственников и хотя бы один восприемник. Оптимальным режимом бесед следует признать одну беседу в неделю, чтобы катехумен имел возможность и время усвоить услышанное, прочесть литературу и жизненно откликнуться на призыв Церкви.

V. Катехизация и богослужение

Важнейшей задачей катехизации является знакомство и осознанное восприятие современными людьми богослужения Православной Церкви. Из-за разрыва культурно-исторической традиции в нашей стране, участие в богослужении представляет для современного человека весьма серьезную проблему. Для ее решения, помимо живой проповеди и четкого произношения (пения) богослужебных молитв, важно проводить объяснение богослужения непосредственно в ходе его, для чего надо организовывать специальное миссионерское богослужение.

Еще на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1994 года слова Святейшего Патриарха Алексия II призывали задуматься о миссионерском воздействии православного богослужения: «Наши литургические тексты могут быть величайшим средством учительного, просветительного, миссионерского служения Церкви. Вот почему мы призваны подумать о том, как сделать богослужение более доступным людям«. В соответствии с предложениями Его Святейшества, в Определении Собора “О православной миссии в современном мире” было записано, что “Собор считает исключительно важным глубокое изучение вопроса о возрождении миссионерского воздействия православного богослужения” и усматривает “крайнюю необходимость развития практических церковных усилий” в том направлении, чтобы “сделать более доступным пониманию людей смысл священнодействий и богослужебных текстов”.

«Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» рекомендует «проведение специальных миссионерских богослужений, на которых богослужение сочетается с элементами катехизации, предполагающими употребление одобренных священноначалием богослужебных форм, более доступных для понимания новоначальных». В современной церковной практике по благословению правящих архиереев в целях миссии и катехизации в некоторых регионах проводятся специально организованные богослужения, которые обладают следующими особенностями:

  • Богослужение без нарушения его целостности и молитвенного настроя верующих в необходимых случаях сопровождается очень кратким пояснением произносимых молитв и совершаемых священнодействий;
  • На время богослужения в храме поддерживается благоговейная тишина, прекращается торговля и убираются другие отвлекающие факторы;
  • Евангелие, Апостол, паремии и другие чтения Священного Писания читаются или повторяются на русском языке лицом к народу;
  • Проповедь произносится после чтения Слова Божия по теме Писания, а так же по необходимости в конце богослужения с учетом нужд жизни церковной общины;
  • Молитвы евхаристического канона читаются отчетливо и слышимо для верующих;
  • Паузы между запричастным стихом и причащением сводятся к минимуму.

Чтобы не вызвать смущение у людей, давно привыкших к определенным формам богослужения, миссионерское богослужение можно проводить на специальных миссионерских приходах, создание которых рекомендует «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». «Концепция» определяет следующие особенности миссионерского прихода:

  • Главная его цель – осуществление миссионерской деятельности на территории его пастырской ответственности.
  • Желательно, чтобы его клир знал богословие миссии и приобретал практический опыт миссионерства.
  • Целесообразно, чтобы миссионеры имели или приобретали светское высшее образование.
  • Приходское собрание данного прихода должно состоять преимущественно из прихожан, активно участвующих в миссионерской деятельности, знающих проблемы и нужды современной миссии.
  • Приход обязан заниматься социальной диаконией.
  • В миссионерском приходе необходимо сформировать институт миссионерских катехизаторов. Миссионерское служение мирян необходимо скоординировать по разным аспектам работы в соответствии с образованием и профессиональными навыками конкретного миссионера.
  • В приходе богослужения должны иметь преимущественно миссионерскую направленность.
  • Миссионерскому приходу по благословению епархиального Преосвященного желательно постоянно поддерживать контакты в методической сфере с Миссионерским отделом Московского Патриархата.

VI. Углубленная катехизация в миссионерских приходах

Целенаправленная и разносторонняя миссионерская работа как особое Церковное служение, осуществляемое в миссионерских приходах, подразумевает и проведение более глубокой и разносторонней катехизации взрослых верующих. Особую сложность современной церковной жизни представляет то обстоятельство, что оглашать необходимо не только готовящихся ко Крещению, но и невоцерковленных, хотя и крещенных в детстве, людей. Поскольку при катехизации в большинстве случаев приходится иметь дело с людьми уже крещеными, а иногда и регулярно причащающимися, или с отходившими по какой-либо причине от Церкви, или с малолетними, больными или престарелыми, то нижеизложенный вариант проведения катехизации является лишь примерной схемой желательного минимума катехизации.

Катехизация как подготовка к Таинству Крещения (или первому Причастию) может быть организована в три этапа: подготовительный (предоглашение), основной (оглашение) и заключительный (таинствоводство). Подобный трехэтапный подход к катехизации является исторической практикой Православной Церкви, на ней основан, в частности, фундаментальный катехизис святителя Филарета (Дроздова), в котором три этапа катехизации раскрываются как научение оглашаемых трем главным христианским добродетелям – Вере, Надежде и Любви.

1. Подготовительный этап (Предоглашение)

Оглашение в идеале начинается с того момента, когда человек обрел веру во Христа Спасителя и Его Церковь и осознанно и свободно принял ответственное решение стать православным христианином – то есть он готов исповедать пред людьми свою веру в Единого Личного Живого Бога — Творца мира и нашего Небесного Отца, и в Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя своего и всех людей и мира. Цель начального этапа — дать возможность человеку проверить истинность своего выбора и, с другой стороны, — Церкви проверить этого человека, искренность и последовательность его христианских намерений. Именно на этом этапе возможно помочь человеку изменить свою мотивацию в случае ее ошибочности (например, при крещении ради сохранения здоровья). Важно помнить, что прежде, чем требовать от человека произнесения обетов Крещения, необходимо познакомить его с содержанием веры, по которой он обещается жить, и объяснить само чинопоследование Крещения. Подготовительный этап предполагает организацию и проведение периодических встреч (бесед) со стремящимися к воцерковлению людьми, которые могут продолжаться в течение длительного времени (до одного года). Важной особенностью первого этапа является активное участие оглашаемых в беседах, ведущихся в форме диалога, с тем чтобы оглашаемые имели возможность задать вопросы, обсудить волнующие их проблемы и т.д. Готовность перехода оглашаемого на следующий этап должен определять катехизатор совместно с ответственным за катехизацию священником.

На подготовительном этапе научение новообращенных христиан предполагает, во-первых, знакомство человека со Священным Писанием Нового Завета и раскрытие на его основании главных христианских ценностей, а также ознакомление человека с основными понятиями и языком библейской традиции. Во-вторых, утверждение веры в личного Бога-Творца и Сына Божьего Спасителя Иисуса Христа, научение молитве и послушанию Богу. В-третьих, знакомство с основными сторонами церковной жизни, прежде всего с богослужением, ключевыми дисциплинарными требованиями, традициями местной церковной общины. В-четвертых, начальное утверждение христианской нравственности, что предполагает знакомство с ветхозаветными и евангельскими заповедями как основах духовной жизни.

Принципиально важно, чтобы были раскрыты следующие темы:

а) О Боге и о вере.

Катехизатор призван раскрыть перед оглашаемыми евангельские основы веры, познакомить человека с тем, что Сам Бог открыл людям, помочь человеку обрести личную и живую веру в Бога, доверие и верность Ему, а не «правильную» идеологию.

б) Понятие греха.

Весьма искаженным у людей бывает представление о грехе, ограниченное смертными грехами и обрядовыми нарушениями. Без евангельского представления о грехе как поврежденности человеческого естества невозможно понимание нашего спасения во Христе. Поэтому необходимо заложить основы святоотеческого понимания греха и страстей как его первопричин, но без углубления в аскетическую практику.

в) О Христе и Его заповедях.

Христианство — это жизнь во Христе, поэтому важно засвидетельствовать о Христе-Богочеловеке. Необходимо, чтобы за время первого этапа оглашаемые познакомились с содержанием трех синоптических Евангелий, попытались его осмыслить и соотнести свою жизнь с евангельским мировоззрением. В качестве минимального требования можно предложить прочтение одного из синоптических Евангелий. Важно пробудить в оглашаемых живое отношение ко христианской нравственности, раскрываемую в евангельских притчах (о блудном сыне, о самарянине, о талантах и др.).

г) О Церкви и молитве.

Практическая религиозная жизнь раскрывается в Церкви как собрании верующих через сознательное участие в ее молитвах и Таинствах. Катехизатор призван содействовать проявлению у людей чувства Церкви и формированию правильных понятий о ее устройстве, свойствах и Таинствах применительно к современной жизни. Вхождение человека в Церковь должно начинаться не с подчинения авторитету Церкви, а с любви и доверия к ней. Дело не в «авторитете» Церкви, а в ее правде, в ее свете и благодати, и если сердце человека увидит это в Церкви, она становится и «авторитетом» для него, но не обратно.

Уже на начальном этапе оглашения очень важно помочь новобращенному включить в свою личную жизнь следующее:

а) Регулярное чтение Евангелия с выяснением всех внешних и внутренних вопросов в сопоставлении со своими устремлениями, опытом и интуицией.

б) Ежедневную молитву Богу о себе и своих близких.

в) Еженедельное (по возможности) посещение богослужения. Конечно, вместе с тем необходимы и общение с клиром храма и христианами.

г) Стремление к нравственной жизни по Евангелию. Здесь же очень важно познакомить и приобщить человека к посильным делам милосердия и сострадания ко всем нуждающимся.

Результатом этого этапа оглашения должно стать обоюдное согласие новообращенного и священника на совершение Таинства Крещения и переход к основному этапу оглашения.

2. Основной этап (Просвещение)

Цель основного этапа — подготовить человека непосредственно к Таинству Крещения (или первому Причастию).

Во время этого этапа новообращенному предлагается ряд встреч (не менее 10) для систематического изучения Священного Писания Нового Завета, основных вероучительных истин и для знакомства с общим литургическим и каноническим строем Церкви.

Регулярная храмовая молитва должна стать для новообращенных определенной нормой. Им желательно еженедельно посещать храм, если возможно, в субботу вечером (не обязательно с начала и не обязательно до конца богослужения) и в воскресенье утром (с начала и до конца Литургии оглашенных).

Обучение на этом этапе требует дисциплины, пропуски занятий не желательны. Встречи оглашенных и их занятия не должны вырождаться в школу, в простое обучение, в передачу знаний, перестав быть духовным процессом и действием на подготовительном этапе христианской жизни взрослого человека. Очень важно участие готовящихся ко Крещению во внебогослужебной жизни общины, важно личное неформальное доверительное общение с клиром и прихожанами.

Изучение Священного Писания Нового Завета на основании святоотеческого наследия желательно проводить в виде евангельских бесед с такими элементами, как совместное прочтение текста и групповое обсуждение.

Основные вероучительные темы катехизации на этом этапе определены Символом веры. Раскрытие этих тем может быть различным и не должно ограничиваться формальными схемами. Нельзя требовать обязательного принятия второстепенных вопросов и местных традиций как основ веры.

На этом этапе необходимо подробно раскрыть перед людьми сущностные и практические аспекты подготовки христиан к исповеди и Причастию. Результатом подготовки на этом этапе должен стать опыт по евангельскому осмыслению своей собственной жизни и по исполнению евангельских заповедей и церковной дисциплины. Очень важно, чтобы во время катехизации у оглашаемых возник дух общности, доверия, открытости и взаимопомощи, а также ясное чувство церковности их жизни, нового этапа их воцерковления.

После окончания второго этапа катехизации в нормальном случае должно следовать Крещение. Тогда же все оглашаемые могут принести свое личное покаяние в исповедально-доверительной беседе. При подготовке к первому Причастию (в случае, если человек был крещен до начала оглашения) оглашенным необходима первая исповедь.

Во время совершения самого Крещения новообращенные должны не просто понимать происходящее, но и всем сердцем участвовать в нем. Крещаемые сами должны отвечать на все вопросы, сами свидетельствовать о своей вере чтением Символа веры. Хорошо бы им сразу после Крещения произнести 31-й псалом. В тот же день или на следующий новокрещенным надо начать участвовать в Евхаристии. Возможно совершение крещальных литургий (по чинопоследованию, изданному Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом).

После совместного причастия всех, в том числе крестных (в случае крещения детей) и катехизаторов, можно отпраздновать вместе с прихожанами Крещение новых членов прихода.

Заключительный этап катехизации (Таинствоводство)

Со дня Крещения и причастия начинается заключительный этап катехизации — непосредственное вхождение в церковную жизнь. Его длительность и содержание следует определять исходя из конкретной ситуации. Как минимум необходимо совершить краткое таинствоводство, проходя которое новообращенные христиане могут полнее приобщиться к богослужебной и таинственной жизни Церкви. Таинствоводство может быть построено в виде нескольких встреч и в виде специальных миссионерских богослужений.

Этот этап предполагает более серьезное участие общины в жизни новокрещенного христианина. Кроме исповеди и личных встреч с пастырями хорошо бы вовлечь новообращенных в приходские встречи. Важно включить молодых людей в различные общинные инициативы: культурные, волонтерские, хозяйственные и т.д.

Реальная катехизация может иметь разные формы, в том числе заочную, однако все они требуют специального опыта и персональных разработок и рекомендаций.

Приложение № 1

План четырех огласительных бесед, проводимых в Ростовской-на-Дону епархии при крещении взрослых

Беседа I (Объяснение основных понятий)

  • Вера и знание (Понятия «вера» и «знание») [16,20].
  • Религия (Понятие «религия», существование множества религий, краткая характеристика православной религии) [15,8-55]
  • Откровение (Рассказать о видах откровения, дать признаки сверхъестественного Откровения, рассказать о естественном богопознании) [15,187-215]
  • Крещение (Объяснить в чём заключается смысл крещения, рассказать о дальнейшем преуспеянии новокрещённого в делах христианских) [1,31-42;4,33-125]
  • Молитва (Дать краткую характеристику видам молитв и молитвенных правил) [12,63-97]
  • О Крестном знамении (Объяснить, что для христианина значит Крест Христов, как правильно налагать крестное знамение) [2,213-216,12,34-37]
  • О святых местах (Почитание святых икон, угодников Божиих, мощей) [2,231-238; 17,269-296]
  • О Храме (Рассказать об устройстве Храмов, о богослужении, о священных временах, об участии новокрещённого в литургической жизни Церкви) [12,607-668; 16,260-297]

Беседа II ( Истолкование Символа веры I ч.)

  • Догмат (Раскрыть понятие «Догмат», рассказать о Вселенских соборах, акцентировать на необходимости знания новокрещённым слов Символа веры) [6,17-23; 10,154-243].
  • О I члене Символа веры «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимых же всем и невидимым» (Обратить внимание на понимание Единства Существа Божия и раскрыть православное учение о Святой Троице в связи с этим, рассказать о сотворении мира) [3,1-157; 8,3-18; 6,107-111].
  • О II члене Символа веры «И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истина от Бога истина, рождена, не сотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша» (Раскрыть православное учение о Второй Ипостаси Пресвятой Троицы, акцентировать внимание на равенстве Бога Сына и Бога Отца по природе, раскрыть православное учение о предвечном рождении Сына) [6,133-137; 13,120-123]
  • О III члене Символа веры «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» (Раскрыть православное учение о воплощении Господа нашего Иисуса Христа) [8,50-56;13,126-149; 17,123-130]
  • О IV члене Символа веры «Распятого же за ны при Понтийском Пилате, и страдавша и погребена» (Раскрыть православное учение об искупительной Жертве Христа Спасителя) [5,137-154;7,181-228;8,62-72;13,155-160].
  • О V члене Символа веры «И воскресшаго в третий день по писанием» (Раскрыть православное учение о Воскресении Христовом, акцентировать внимание на важности этого догмата) [2,198-199;5,154-161;14,285].
  • О VI члене Символа веры «И возшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца» (Раскрыть православное учение о Вознесении Спасителя) [ 5,154-161;13,173-176].
  • О VII члене Символа веры «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца» (Православное учение о втором пришествии Христа) [13,176-180;17,359-361].

Беседа III (Истолкование Символа веры II ч.)

  • О VIII члене Символа веры «И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки» (Раскрыть православное учение о III Ипостаси Пресвятой Троицы — Святом Духе, акцентировать внимание на равенстве Святого Духа с Богом Отцом и Богом Сыном по природе, раскрыть православное учение о личных свойствах Святой Троицы) [6,132-151;13,183-187;14,218-222].
  • О IX члене Символа веры «Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь» (Раскрыть православное учение о Единстве Церкви, объяснить термин «соборность», акцентировать внимание на цели существования Церкви земной) [8,118-123;13,190-201;17,211-255].
  • О X члене Символа веры «Исповедую едино крещение во оставление грехов» (Рассказать о семи церковных таинствах) [9,42-171,11,23-219].
  • О XI члене Символа веры «Чаю воскресения мертвых» (Православное учение о всеобщем воскресении мертвых) [7,415-444].
  • О XII члене Символа веры «И жизни будущаго века. Аминь.» (Православное учение о будущем блаженстве рода человеческого) [13,222-225].

Беседа IV (Истолкование десяти заповедей, заповедей Блаженств, молитвы «Отче наш…»)

  1. Десять заповедей Закона Божия (Объяснить понятие «закон», акцентировать внимание на тематическое деление заповедей Закона Божия на две части, отобразить изменение в понимании заповедей Закона Божия в Новом Завете) [12,565-583].
  2. Девять заповедей блаженства (Объяснить понятие «блажени», акцентировать внимание на понимании заповедей блаженств, как лествицы духовного совершенствования, дать краткую характеристику каждой заповеди) [12,585-595].
  3. Молитва Господня «Отче наш…» (краткое толкование молитвы) [2,191-192].

Список рекомендуемой литературы:

  1. Св. Кирилл Иерусалимский «Огласительные и тайноводственные слова». М., 1991.
  2. Св. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры».- Р. -на- Д., 1992.
  3. Св. Василий Великий «Шестоднев». М., 1991.
  4. Св. Феофан Затворник «Путь ко спасению». М., 2000.
  5. Кассиан (Безобразов), еп. «Христос и первое христианское поколение». М., 2001.
  6. Алипий (Кастальский — Бороздин), архим. «Догматическое богословие».ТСЛ., 2000.
  7. Флоровский Георгий, прот. «Догмат и История». М., 1998.
  8. Воронов Ливерий, прот. «Догматическое богословие». Клин, 2000.
  9. Шмеман Александр, прот. «Водою и Духом». М., 1993.
  10. Шмеман Александр, прот. «Исторический путь православия». М., 1993.
  11. Нефёдов Геннадий, прот. «Таинства и обряды Православной Церкви». М., 2002.
  12. Слободской Серафим, прот. «Закон Божий». ТСЛ., 1993.
  13. Давыденков Олег, иерей. «Катихизис. Введение в догматическое богословие». М.,2000.
  14. Лосский В. Н. «Догматическое богословие». М., 1991.
  15. Осипов А. И. «Путь разума в поисках истины». М., 1999.
  16. «Православие в жизни». (Сборник статей). Клин, 2002.
  17. «О вере и нравственности по учению Православной Церкви». (Сборник статей). М., 1991.
Приложение № 2

Возможный список тем основного этапа катехизации на миссионерском приходе

  1. Бог и мир. Сотворение мира и человека.
  2. Грехопадение и начало истории человека.
  3. Божественное Откровение и Богопознание. Священное писание и Священное предание Церкви.
  4. Священная история – История Спасения человека. Заветы Бога с Авраамом Моисеем и Давидом.
  5. Земная жизнь Спасителя – Сына Человеческого и Сына Божьего. Новое человечество, предвозвещенное через пророков.
  6. Евангельское благовестие: учение, заповеди блаженства, молитва «Отче наш».
  7. Страдание, смерть, воскресение и вознесение Спасителя, Новая Пасха и Новый Завет.
  8. Пятидесятница и рождение Церкви – нового народа и нового мира Божьего. Святость, соборность и апостоличность Церкви.
  9. Никео-Цареградский Символ Веры. Вселенские Соборы. Церковь в истории.
  10. Вселенское Православие, основные христианские конфессии и нехристианские религии.
  11. Откровение о конце истории, Второе Пришествие Христа, воскресение и суд. Жизнь будущего века.
  12. Богослужение Православной церкви.
  13. Введение в таинство крещения (просвещения). Крещальные обеты.
  14. О христианской жизни, духовные дары и служения.
  15. Исповедь за всю жизнь, подготовка к причастию и рассказ об участии в Евхаристии.