В преддверии Великого поста


Свящ. Дмитрий Черепанов

В Православной Церкви подготовка к Великому посту начинается задолго до самого поста, в богослужениях этого приуготовительного периода раскрывается духовный смысл и значение поста для верующих. Великий пост в целом можно назвать временем особого «духовного путешествия», его цель — Пасха, «Праздников Праздник». Слово «Пасха» в Ветхом Завете означает буквально «переход, прохождение мимо», возникновение праздника связано с освобождением народа Божьего из рабства египетскому фараону и с трудным переходом в Землю обетованную. В Новом Завете праздник Пасхи связан с воспоминанием искупительной жертвы Иисуса Христа и Его Воскресения из мёртвых, это освобождение человека из рабства злу и смертного плена, куда увлек сыновей Адама «князь мира сего», поэтому Пасха является переходом из царства смерти в царство Жизни.

Пасха — не просто ежегодное воспоминание и чествование оставшегося в прошлом события: «тот, в чьей душе не лежат драгоценным грузом воспоминания о пасхальных ночах», — писал Сергей Иосифович Фудель, один из исповедников веры ХХ века, — «еще не знает, что такое христианство. Христианство — это пасхальная ночь человечества, стоящего у “врат Царства”… В этой ночи — вся суть веры, все завершение христианства, пришедшего в ней после Голгофы, в ней — решающее утверждение Вечности». Речь не о воспоминании и почитании минувшего: в пасхальной радости церкви здесь и сейчас открывается опыт иной, вечной жизни, подлинного бытия, неподвластного времени и смерти. «Но вот тут-то», — продолжает Фудель, — «и начинается остановка. Не потеряли ли мы чувство Вечности? Нужна ли нам пасхальная ночь? Кажется иногда, что не нужна, кажется иногда, что мы ничего не хотим слышать, кроме изнуряющего хода своего тления». И это — единственный настоящий грех и глубочайшая трагедия, потому что теряется главное содержание веры. Если мы это поймем и признаем, только тогда станет ясно, что такое Пасха и почему перед ней необходим пост.

Человеку, который сегодня пытается вырваться из житейской суеты, бывает непросто сориентироваться. Может даже показаться, будто пост состоит из ограниченного количества формальных, большей частью отрицательных правил: воздержания от скоромной пищи, может быть, развлечений. Однако, как наши отношения к Богу не исчерпываются исполнением некоторого набора правил, так и цель Поста заключается не в том, чтобы принуждать нас к известным формальным обязательствам, но в том, чтобы «смягчить» наше сердце, дабы оно могло воспринять духовные реальности, ощутить скрытую до тех пор жажду общения с Богом. Именно такое изменение, исправление и внутренней и внешней жизни в церковной традиции называется «покаяние».

Такое состояние духа, ума и души, наполняющее собой в этот период всю жизнь, отражается в особых постовых богослужениях. В первые века христианства главной задачей Великого поста было приготовление «оглашенных», т. е. людей, желавших стать христианами, к крещению, которое совершалось во время пасхальной литургии; причем вся церковь принимала участие в подготовке. Храм становился на семь недель центром жизни, значимое место в которой, помимо утреннего и вечернего богослужения, занимали ежедневные огласительные беседы, объяснение Евангелия и осмысление жизни в свете христианской веры. Богослужения Великого Поста и до сих пор имеют характер поучения, на них читаются книги Ветхого (книга Бытия, притчи Соломона, пророка Исайи, псалтирь) и Нового завета (Евангелия и апостольские послания), которые служат приготовлением к крещению. И это отнюдь не археологические остатки прошлого: чтения выбраны так, чтобы заново открыть нам ту жизнь, которую мы обещали вести, когда принимали обеты в таинстве крещения (отречение от сатаны и сочетание со Христом как Царем и Богом).

Литургическое приуготовление к Великому посту начинается с вспоминания о слепом Вартимее (Лк. 18:35-43). Это чтение дает нам возможность задуматься над тем, какой глубокой бывает наша собственная слепота, как трудно нам увидеть то, что находиться за пределами наших телесных чувств. В отличие от Вартимея, который искал помощи и исцеления, мы зачастую считаем себя зрячими и не видим собственной слепоты, наше будничное сознание не вмещает реальности Божией истины, открываемой только по дару благодати. Как редко мы способны отрешиться от себя самих и увидеть человека как образ Божий, его вечную душу и удивительною красоту. Но когда это осознание происходит, мы с большой болью и ужасом начинаем понимать, что этот образ осквернен и обезображен. С этого осознания нашей тленности и жажды исцеления начинается подлинная духовная жизнь.

Во время Великого поста православное богослужение помогает человеку осознать свою неправду и примириться с Богом, людьми и самим собой, обрести целостность жизни. Отцы церкви и создатели песнопений Постной Триоди необычайно тонко понимали устроение человеческой души и опытно познали пути ее исцеления от многочисленных недугов. Особая тихая и радостнотворная печаль преобладает во всем постовом богослужении; храм находится в полутьме, облачения — темные, служба долгая, сосредоточенная, почти монотонная. Чтение и пение чередуются, через определенные промежутки времени священник выходит из алтаря и читает одну и ту же короткую покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина, после каждого прошения этой молитвы все присутствующие в церкви кладут земной поклон.

Мало–помалу наш ум начинает постепенно освобождаться от круговерти многочисленных помыслов и воспоминаний, а сердце перестают волновать различные чувства и желания. Мы начинаем замечать, что в нас совершается какое–то таинственное изменение, нас уже не волнует шум и суета жизни, домашние заботы, все то, что обычно наполняет наши дни и ночи. Все, что казалось важным и наполняло душу заботой и тревогой, куда–то исчезает, мы получаем освобождение, чувствуем радость и умиротворение, по словам Ф.М.Достоевского – происходит прикосновение к «иному миру». Мы начинаем тогда понимать, что совершенно невозможно в обычном суетном состоянии души почувствовать прикосновение иного мира, нам необходимо вначале «успокоиться», или как говорят, совлечься облака страстных помыслов, омрачающих душу. Поэтому если мы воспринимаем православное богослужение как некое вынужденное «обязательство», которые желательно сократить до возможного минимума («как часто мы должны ходить в церковь?», «как часто мы должны молиться?»), то нам просто невозможно понять главного смысла Великого поста, который готовит нас к полноте общения с Богом, но из-за нашей падшей природы, потерявшей способность непосредственно воспринимать «иной мир», эта подготовка является для нас делом трудным и долгим.

Очевидно, что для многих ежедневное посещение постовых богослужений не представляется возможным; однако, присутствуя лишь на воскресной Литургии Василия Великого, которая внешне мало отличается от обычной литургии, почти невозможно «почувствовать» особенности великопостного богослужения. Поэтому для желающих усвоить хотя бы самое существенное можно посоветовать быть на службах Прощеного Воскресения (последнее воскресенье перед началом Великого поста) и чтении Великого Канона Андрея Критского (первая четыре дня на первой седмице неделе поста), участвовать в Литургии Преждеосвященных Даров (совершается по средам и пятницам в течение всего поста), не пропустить Стояние Марии Египетской (четверг пятой седмицы Великого поста).

В любых жизненных обстоятельствах следует проявлять серьезное отношение к Посту, который следует понимать прежде всего как призыв к человеку устроить свою жизнь по воле Божией, а не по своим желаниям и потребностям. Это призвание требует от человека ответа, волевого решения, постоянного усилия, направленного на исправление неправды перед Богом и людьми. Поэтому, помимо храмового богослужения и пищевых ограничений, необходимо осмысление своей жизни, проверка тех целей и задач, которые мы перед собой ставим, наших забот и надежд, отношений с окружающими, в семье, на работе, наших обязанностей, симпатий и антипатий, непрощенных огорчений и обид, которые нанесли мы сами. Основу для такого осмысления дает Евангелие, в частности, те Евангельские чтения, которые Церковь предлагает нам в течение пяти недель, предшествующих Посту: чтение о встрече со Спасителем Закхея (Евангелие от Луки, глава 19), пример смирения и гордыни в притче о Мытаре и Фарисее (там же, глава 18), притча о возвращении блудного сына (там же, глава 15), память о Страшном Суде (От Матфея, глава 25) и Прощенное Воскресенье. Эти Евангельские чтения надо не только прослушать в церкви, но «принести их с собой домой», чтобы проверить свою жизнь в их свете.

Еще в глубокой древности Бог говорит через пророка Исайю о прямой связи поста и жизни, открывая, какой пост Ему угоден:

Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. (Ис 58:3—11).

Сходным образом говорит о смысле поста святитель Иоанн Златоуст:

«Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на беззаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Зрение есть пища очей: если она противозаконна и запрещена, то вредит посту и разрушает спасение души; если же законна и дозволена, то украшает пост. Всего нелепее было бы в рассуждении яств воздерживаться и от позволенной пиши, а глазами пожирать и то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не скушай же и глазами нескромности. Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, Что за польза, когда мы воздерживаемся от птицы и рыбы, а братьев угрызаем и снедаем? Злословящий снедает тело братнее, угрызает плоть ближнего.» (Святитель Иоанн Златоуст. 2-я беседа после низвержения статуй).

Время Поста связано с особым молитвенным усилием, которое отражено, например, в звучащих на богослужении приуготовительных недель молитве «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» и 136-м псалме — «На реках Вавилонских…» Однако человеку, не имеющему большого церковного опыта, важно и здесь не подменить серьезного обращения к Богу, сопровождающегося стремлением жить по Евангелию, ложным сознанием, что «правило выполнено»: по словам преподобного Исаака Сирина, «всякая беседа к Богу, совершаемая втайне, всякое попечение доброго ума о Боге, всякое размышление о духовном… называется именем молитвы».

Полезным может быть и чтение книг религиозного содержания. Цель такого чтения — не только расширение нашего религиозного кругозора, но главное — очищение нашего ума от всего, что его обычно засоряет; при этом очень важно правильно выбрать книгу.

Разумеется, нет Великого Поста без пощения, воздержания в пище — оно входит в обрисованный выше великопостный подвиг. Коротко говоря, ограничивая себя в качестве и количестве пищи, мы жизнью своей являем истинность того ответа, который дал искусителю-сатане Христос в пустыне: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (От Матфея, глава 4, стих 4). Это заставляет еще раз подчеркнуть принципиально важную сторону Великого поста: готовясь к Пасхе, слушая и стремясь исполнить «слово, исходящее из уст Божиих», мы готовимся войти в радость о Воскресении Христовом вместе со всеми его учениками, то есть соединяемся с церковью. Преодолевая затягивающую нас в обычное время года суету, участвуя в богослужении, сосредотачиваясь на молитве и осмыслении своей жизни, проявляя дела милосердия и служения ближнему, мы получаем возможность выйти из замкнутого существования, отделяющего нас от Бога, войти в общение с Ним, а значит, и с теми, кто шел этим же путем прежде нас и идет им сейчас.

Свящ. Дмитрий Черепанов, март 2016 г.